Без старост

Сегодня поговорим об институте старост в сельской местности. Раньше это была самая доступная, близкая к народу власть. Она помогала решать самые актуальные хозяйственные вопросы в деревнях. На сходах обсуждались такие темы, как строительство поселковых дорог, вывоз мусора, рытьё пожарных прудов, сбор общих денежных средств на различные дела. Старосту избирали на общем сходе из числа самых ответственных граждан. Они-то и вели деревенскую кассу, назначали мероприятия по уборке территорий, организации поселковых праздников. А что сегодня? Да ничего. Старосты в российских деревнях хоть и остались, но уже ничего не решают. Всё поставлено на самотёк. В Дмитровском районе институт старост работал с начала 2000-х до 2017 года. Сегодня он полностью ликвидирован.


Институт сельских старост в России имеет давнюю, ещё дореволюционную историю. Какое-то вре­мя он был почти забыт, и приобрёл второе дыхание в конце 90-х годов прошлого века. Ещё в июне 2015 года тему возрождения института обсуждали на Совете по местному самоуправлению при председателе Государственной Думы, который был посвящён проблемам сельской власти. Эксперты отмечали, что от эффективности самоуправления на селе зависят не только условия жизни и быта сельчан, но и работа сельскохозяйственных предприятий, насыщение продуктового рынка оте­чественными товарами, а значит — импортозамещение и продовольственная безопасность страны. А для этого ему нужны соответствующие возможности: орга­низационные, кадровые и финансовые.
Действительно, муниципальная власть на се­ле — особенная. С одной сто­роны, именно здесь она находится на расстоянии вытянутой руки, максимально близ­ка и понятна каждому члену общества. С другой — тут наиболее остро обнажаются кадровые и финансовые проблемы. И если в больших городах власть берёт на себя обширные стратегические задачи развития, то в деревнях и сёлах реша­ются повседневные вопросы. Неважно, о чем идёт речь — о сломанной водокачке, неработающем уличном освещении, покосившемся крыльце сельского клуба — сельский староста оказывается идеальным посредником в решении насущных вопросов, возникающих между селянами и местными властями. В это же самое время староста становится своеобразным рупором власти — её полномочным представителем в отдалённых местах, до которых большое начальство добирается редко или вообще никогда.


В конце марта 2018 года Госдума приняла в третьем окончательном чтении законопроект, который закрепляет институт сельских старост и расширяет возможности для схода граждан. Соответствующие поправки были внесены в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и отдельные законодательные акты по вопросам совершенствования организации местного самоуправления. Документ ввёл в правовое поле понятие «староста сельского населённого пункта», определил порядок его назначения и список его полномочий. В частности, одной из задач старосты стала организация взаимодействия муниципальных органов и жителей сельского населённого пункта при решении вопросов местного значения. Кроме того, закон установил дополнительные возможности для схода граждан. Жители сельской местности получили возможность направлять своих представителей в комиссии по проведению конкурсов на замещение должностей руководителей территориальных органов местных администраций. Наконец, поправки в законодательство уточнили порядок проведения публичных слушаний. Так, согласно принятому Госдумой закону, в поселении, где функции представительного органа осуществляет сход граждан, публичные слушания и общественные обсуждения могут не проводиться по проектам муниципальных правовых актов и вопросам, решения по которым должны приниматься сходом граждан.
Всё это поработало довольно недолго. В некоторых российских регионах губернаторам не понравилась слишком активная самостоятельность местных органов самоуправления. Например, губернатор Московской области Андрей Воробьев придумал свою реформу, ликвидировав с помощью депутатов Московской областной думы районы и создав вместо них городские округа. В один ком смешались и города, и деревни. А вместе с городскими и сельскими поселениями в бездну канули и старосты деревень. Всю неограниченную власть сосредоточили в своих загребущих руках так называемые сити-менеджеры, которых назначал лично губернатор через так называемые избирательные комиссии. Нынешний мэр Илья Поночевный за пять лет всего пару раз встречался со старостами – в октябре 2019 года в Яхроме и Ново Синьково. И всё. Несколько раз к нему записывались на приём старосты деревень. Стояли в очереди как обычные люди и получали в ответ на свои просьбы стандартные ответы: "Рассмотрим, обсудим, примем решение". В сети вы не найдете ни одной фотографии, где Поночевный встречается с селянами, хотя он обожает пиариться (для этого в Дмитровской администрации работает целая служба). Для Поночевного в приоритете миллиардные областные проекты, типа реконструкций площади, скверов и парков, а не уличное освещение деревень и ремонт поселковых дорог. Это не пустые слова – в редакции "Деревеньки" скопилось огромное количество письменных отписок от дмитровских чиновников. Ни одного положительного решения по деревенским вопросам старосты не получили и вряд ли получат при нынешней власти.


Красногорск ликвидировал институт старост в самое неподходящее время, когда люди только начали осваивать эту нелегкую общественную должность. Старостам нужно не только собирать деньги на общие нужды, но и хорошо разбираться в законодательных актах, следить за новыми законами. То есть быть подкованными юридически. С экономикой старостам тоже нужно быть в ладах – находить баланс между дебетом и кредитом, уметь составлять сметы и небольшие бюджеты своих посёлков. Но пришла реформа Воробьева и всё погубила.
Сегодня в бывшем Дмитровском районе понятие города и деревни стёрлось. Дмитров, Яхрома, посёлки и деревни существуют сами по себе, самотёком. Во всех населенных пунктах, кроме Дмитрова местная власть полностью отсутствует, нет даже начальников территориальных управлений, не говоря уже о старостах. С кем решать хозяйственные вопросы? Ездить в Дмитровскую администрацию и выстаивать там очереди? Или бегать за заместителями сити-менеджера и выклянчивать машину щебёнки?
В некоторых деревнях ещё остались инициативные граждане, которые до сих пор ведут домовые книги и собирают каждый месяц деньги на деревенские нужды, платежи за газ и электричество, за вывоз мусора. Но глобальных, стратегических задач они не решают – нет полномочий. Да и нужно ли совать нос, когда все инфраструктурные проекты вносятся в генеральный план развития территорий без согласования с селянами. По привычке жители деревень ещё обращаются к бывшим старостам по разным вопросам. Но в большинстве случаев посылаются на три буквы. В ответ старосты тоже посылаются куда подальше – увы, таков печальный итог реформы местного самоуправления.
В клубах уже не слышен шум публичных слушаний, в деревнях стихли сходы. Лишь холодный ветер свищет по деревенским проулкам, а бывшие старосты вспоминают счастливые деньки. Глубинный народец попритих и спрятался в своих 3-этажных каменных лачугах. Живёт сам по себе, запершись на чугунные засовы, не пускает к себе соседей. Город и деревня, власть и люди стали чужими.

20 апреля 2024 года

  • Имя:
    Ваш комментарий:

    Имя: Зоя
    Отзыв: А я и не знала, что есть старосты. У нас в снт только бабки собирают, успевай отстегивать. За каждой справкой - в Дмитров. Мы уж сами как нибудь.
    Добавлен: 20.04.2024 10:46

     

    Архив статей

    Мы в соцсетях